Выбрать страницу

КАЛЕНДАРЬ

ПОГОДА

ВЫСТАВКИ

ПОСЕТИТЕЛЯМ

Просим обратить внимание
на Правила посещения,
которые помогут сделать Ваш визит в музеи безопасным:
1.Посещение музея в составе организованных групп (не более 20 человек) возможно только в сопровождении экскурсовода музея. Экскурсионное обслуживание для групп проводится на основе предварительной заявки, фиксирующей дату и время экскурсии.
Телефоны для заявок:
2. Экскурсионное обслуживание и самостоятельный осмотр экспозиций и выставок возможен только при соблюдении сотрудниками музея и посетителями масочного режима. Вход в помещения музея без масок запрещен.
3. Посетители должны в обязательном порядке воспользоваться антисептиками, расположенными во входной зоне и других местах общего пользования.
4. В музеи не допускаются посетители с признаками инфекционного заболевания (кашель, насморк, повышенная температура тела).
5. Посещение осуществляется только по билетам, приобретенным в кассе литературного музея А.П. Гайдара, или на сервисе онлайн продаж ВМУЗЕЙ.
Вт-Вс — с 9.00 до 17.00.
Пн — выходной

ТУРФИРМАМ

Купить билет на посещение музеев организованной группой теперь можно без очереди через сервис онлайн-продаж ВМУЗЕЙ.

Количество билетов ограничено!

Будем благодарны, если вы сообщите о покупке билетов через онлайн сервис и оформите бронирование на экскурсии по телефонам:

+7 (83147) 9 46 54

+7 (83147) 9 44 31

+7 (83147) 9 46 44

По этим же телефонам перед покупкой билета можно скорректировать дату, время и максимальное количество человек в организованной группе.

Убедительная просьба за 3 календарных дня до экскурсии подтверждать или отменять заявку на оформленное время.

Всегда рады видеть Вас в музее!

Наука 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДОВ  ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ А.П. ГАЙДАРА И ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОСУПЛЕНИЙ

 Борисова Светлана Васильевна – старший научный сотрудник,

   Герасимова Людмила Сергеевна – главный хранитель фондов.

Литературно-мемориальный музей А.П. Гайдара.

 

29 октября 2022 года исполняется 55 лет со дня основания Литературного музея А.П. Гайдара. Он был открыт в 1967 году и вошел в состав гайдаровского комплекса наряду с мемориально-бытовым домом-музеем А.П. Гайдара. За годы своего существования в фондах музея собрана бесценная коллекция подлинных документов, фотографий, личных вещей, связанных с жизнью и творчеством писателя.

На данный момент основной фонд музея насчитывает 12214 единиц хранения, научно-вспомогательный — 12097 единиц хранения.

В собрание музея входят:

— личные фонды Аркадия Гайдара и Максима Горького, их родных, друзей, современников и литературоведов, изучавших жизнь и творчество писателей;

— прижизненные и современные издания книг Аркадия Гайдара и Максима Горького, книги и публицистика об их жизни и творчестве, афиши спектаклей и кинофильмов, созданных по произведениям писателей, авторские иллюстрации к книгам Аркадия Гайдара;

— коллекции бытовых вещей, предметов декоративно – прикладного искусства, живописи, скульптуры, предметов истории техники, нумизматики, бонистики и фалеристики, видовых и сюжетных открыток конца Х1Х — первой половины ХХ в., то есть музейные предметы, всесторонне характеризующие жизнь и быт  в то время, когда жили и творили Аркадий Гайдар и Максим Горький;

— книги русских и зарубежных классиков, критическая и биографическая литература, учебники, а также публицистика Х1Х — первой половины ХХ вв.;

— документы на бумажной основе, фотодокументы, фонодокументы и кинодокументы, отражающие значимые события истории и общественной жизни Арзамаса и нашей страны в период жизни Аркадия Гайдара и Максим Горького;

— документы и предметы, имеющие то или иное отношение к тимуровскому и гайдаровскому движению и истории музея.

Более подробно остановимся на личном фонде Аркадия Петровича Гайдара, поскольку документы и предметы, отражающие личность, историю жизни и творческий путь писателя имеют основополагающую ценность для фондов музея. Собственно говоря, музей был организован исключительно благодаря наследию Гайдара.

Личный фонд Аркадия Петровича пополняется на протяжении всего существования музея его родными, друзьями и потомками. Огромную роль в формировании музейных фондов сыграл Тимур Гайдар, контр-адмирал флота и журналист, истинный сын своего отца. После смерти Тимура Аркадьевича эту работу продолжили его жена Ариадна Павловна Бажова и сын Егор Тимурович.

Среди переданных Тимуром Гайдаром предметов — бесценные семейные реликвии — каретные часы и серебряная чарка из дорожного набора поручика Аркадия Салькова, деда писателя со стороны матери, Натальи Аркадьевны. Часы и чарка, так необходимые в походе, передавались в семье по наследству в течение по меньшей мере двух веков. Наталья Аркадьевна получила их от отца, затем они долгое время хранились у старшей из дочерей семьи Голиковых — Натальи Петровны, в замужестве Поляковой, после ее смерти перешли Тимуру.

В разные годы Тимур Аркадьевич передал на постоянное хранение в фонды музея большое количество документов, рукописей и прижизненных изданий произведений своего отца. Среди них:

— подлинный «Трудовой список» Аркадия Петровича;

— фронтовые донесения, записки, письма Аркадия Гайдара, в том числе шутливое письмо, отправленное в 1935 г. из Арзамаса Владимиру Ермилову, с просьбой выслать деньги, предположительно гонорар за «Голубую чашку», и колоритным рассказом о своем пребывании в Арзамасе;

— подлинные фотографии разных этапов жизни писателя, начиная с детства, проведенного им в Арзамасе (портретные и в кругу семьи), юношеские 1920-1924 гг. в военной форме, а так же фотографии, сделанные уже в зрелом возрасте в 1935-1940 гг. в Москве, с друзьями и знакомыми;

— рукопись рассказа «Совесть»;

— две тетради рукописи «Военной тайны»;

— киносценарий и листы рукописи «Тимура и его команды»;

— первые издания первых произведений писателя — «В дни поражений и побед» и «Жизнь ни во что»;

— книги с автографом писателя, в разное время подаренные Аркадием Гайдаром Константину Паустовскому и Александру Твардовскому: первое издание повести «Дальние страны» 1932 г., с автографом Аркадия Петровича и его стихами; первое издание повести «Тимур и его команда» 1941 г., с дарственной надписью: «А. Твардовскому от Гайдара, давно оставшегося без своей команды Гайдар, апрель 1941»; сборник «Мои товарищи» 1940 г. с дарственной надписью: «Саше Твардовскому моему товарищу о моих товарищах Гайдар 1941», эта книга была единственной из семейной библиотеки, которую Валентина, дочь Александра Трифоновича, взяла с собой в эвакуацию из блокадного Ленинграда;

— документы и фотографии, связанные с перезахоронением писателя из окрестностей села Леплява в город Канев, и многое другое.

В 1999 году Тимур Аркадьевич передал в фонды музея одну из самых ценных вещей, принадлежавших его отцу — серебряный портсигар с выгравированным на нем отрывком из рассказа «Чук и Гек», подаренный Аркадию Гайдару Константином Паустовским приблизительно в 1938-1939 годах. Перед уходом на фронт Аркадий Петрович передал его на хранение Константину Георгиевичу, который после окончания Великой Отечественной войны вернул портсигар Лии Соломянской, жене писателя, матери Тимура. В 1947 году Лия Лазаревна подарила его сыну.

В 2015 году от Ариадны Павловны Бажовой, жены Тимура Аркадьевича Гайдара, поступили документы из семейного архива и личные вещи, принадлежавшие Аркадию Гайдару. Среди них машинописный текст рукописи А.П. Гайдара «Судьба барабанщика» с авторскими и цензорскими правками. Написанный в Одессе литературный сценарий датирован 18 июня 1938 г. Ариадной Павловной передано прижизненное издание книги А.П. Гайдара «Жизнь ни во что (Лбовщина)», изданное в Перми в 1926 г. Книга переплетена в современную твердую обложку, оклеенную бордовым кожзаменителем. На переднем форзаце — дарственная надпись: «Центральной городской детской библиотеке им. А.П. Гайдара. От Аликиной Надежды Алексеевны. Г. Пермь. Август 2010».

Не менее важную роль в формировании фонда Гайдара сыграли его родные и друзья. Они оставили очень ценные воспоминания о разных этапах жизни и личности писателя, передали немногие сопровождавшие его в быту вещи.

От Лидии Павловны Троицкой, второй жены Петра Исидоровича Голикова, и ее детей — Майи и Петра, сводных сестры и брата Гайдара, живших в Арзамасе, в фонды музея поступили мебель и бытовые вещи времен детства Аркаши Голикова, проведенного в нашем городе. Благодаря этим предметам была воссоздана экспозиция мемориально-бытового дома-музея Аркадия Гайдара. Среди переданных вещей была деревянная вешалка, сделанная руками Петра Исидоровича Голикова. Будучи акцизным чиновником, он, тем не менее, очень любил, в свободное от работы время, мастерить различные предметы из дерева.

Арзамасские Голиковы передали в фонды музея медный самовар. По воспоминаниям сестер Аркадия Петровича, Натальи и Ольги, холодными зимними вечерами вся семья собиралась в гостиной вокруг стола, в центре которого стоял самовар, Петр Исидорович «…читал вслух интересные книжки или же рассказывал смешные басни, а мы декламировали знакомые нам стишки. Порой мы все пели песни…» [1, л. 1].

Дора Матвеевна Гайдар, вторая жена писателя,  пополнила фонды музея книгами и журналами из личной библиотеки и прижизненными изданиями произведений Аркадия Петровича, его личными вещами: костюмом темно- синего цвета полувоенного образца, состоящим из френча и брюк; папахой, перешитой для Тимура; металлической шкатулкой с коллекцией монет ХVIII  — начала ХХ в. В небольшой библиотеке писателя в основном были журналы военной, исторической тематики и литературная критика, а среди книг — издания классиков, в том числе избранные произведения Максима Горького.

Рувим Исаевич Фраерман, близкий друг Гайдара, передал в фонды музея его перочинный нож, подушку и одеяло. Нож был куплен Аркадием Петровичем совместно с Рувимом Исаевичем в 1939 году на Птичьем рынке в Москве, перед отъездом в Ялту. Небольшая подушка в изношенной черной сатиновой наволочке и тонкое шерстяное одеяло, сильно потрепанное, все в заплатках, сопровождали Аркадия Петровича во многих поездках, в том числе и в Солотчу. Подушку он брал с собой, когда ходил на Черное озеро, хотя чаще отдавал ее под голову Константину Георгиевичу Паустовскому, считая, что тому она нужнее.

Судя по воспоминаниям Валентины Сергеевны Фраерман, когда Гайдар в 1939 г. приехал в Солотчу в последний раз, то периодически оставался ночевать на балконе их дома, под сенью раскидистого дуба. Тогда он укрывался этим одеялом и клал подушку под голову. Фраерманы, Паустовские и Гайдар нередко уходили в луга с ночевкой. Аркадий Петрович всегда брал эти вещи с собой, поскольку ночевали они у берега Прорвы, притока Оки, а ночью там было сыро и холодно. Уезжая из Солотчи срочно, писатель надеялся вернуться в самое ближайшее время, поэтому оставил столь необходимые ему вещи у Фраерманов. В 1939 году он вернуться не смог, так как долго пролежал в больнице, в 1940-м году дела его снова задержали, а в 1941-м, когда он уже собрался на отдых в Солотчу, грянула война…

Аркадий Петрович был необыкновенно скромен в быту, так он сам писал о себе: «В сущности, у меня есть только — три пары белья, вещевой мешок, полевая сумка. Полушубок, папаха — и больше ничего — ни дома, ни места, ни друзей. И это в то время, когда я вовсе не бедный и вовсе никак уж не отверженный и никому не нужный. Просто как-то не выходит» [2, с. 166-167]. Поэтому собранные за годы существования музея его немногочисленные личные вещи для нас особенно ценны.

Особый раздел фондов — это воспоминания людей, знавших Голикова в период его жизни  с 1912 по 1918 гг. Среди них — воспоминания первой учительницы Аркадия в частно-приготовительной школе мадам Хониной Зинаиды Васильевны Гладковой, друзей детства: Александры Ивановны Бабайкиной, Нины Николаевны Похвалинской, Зинаиды Федоровны Субботиной и др.

Детство, проведенное в Арзамасе, учеба в Реальном училище сильно повлияли на формирующуюся личность  будущего писателя, а впоследствии нашли отражение в его творчестве. АРУ было одним из лучших учебных заведений во всей Российской Империи. Уровень обучения был исключительно высок, что ставило его на четвертое место среди всех реальных училищ страны. Из его стен вышло множество высокообразованных людей, нашедших свое место в жизни — инженеров, архитекторов, врачей, военных. С некоторыми из выпускников АРУ родственники писателя и музейные работники длительное время вели переписку. Они были частыми и желанными гостями Гайдаровских чтений.

В фондах музея имеются экспонаты, связанные с этим периодом жизни юного Аркадия Голикова, а именно: фотографии, как отдельных учеников и учителей, групповые снимки, воспоминания бывших учеников Арзамасского Реального училища. За время существования музея собраны личные фонды многих реалистов и учителей, ставших прототипами героев повести «Школа».

Личный фонд  А.П. Гайдара до сих пор пополняется редкими, но очень важными для изучения жизни и творчества писателя экспонатами — фотографиями и документами. Музей поддерживает связь и с продолжателями рода Аркадия Петровича, и с потомками его сестер.

Светлана Михайловна Караваева, дочь Екатерины Петровны Стадухиной, в девичестве Голиковой, передала в фонды музея большое количество фотографий и документов из семейного архива.

Одна из переданных фотографий имеет исключительное значение для фондов музея. На этом снимке, сделанном в 1914 году, вся семья Голиковых — Петр Исидорович, Наталья Аркадьевна, Оля, Катя, Наташа и Аркадий в последний раз сфотографированы вместе, перед уходом отца на фронт.

Не менее уникальна фотография, которая во всех учебниках и книгах о писателе советского периода была представлена в обрезанном варианте. Благодаря Светлане Михайловне Караваевой в наших фондах хранится единственный оригинальный отпечаток этого кадра. До момента передачи фотографии в музей, в полном варианте она нигде не была опубликована.

На фото — Аркадий вместе с сестрами Катей и Олей, отчимом Александром Федоровичем Субботиным и тетушкой Дарьей Алексеевной Умновой у постели умирающей Натальи Аркадьевны. Снимок сделан в санатории в Алупке в 1924 году.

В это время Аркадий Голиков, уволенный по состоянию здоровья из армии, размышляя о своем будущем, впервые всерьез задумался о писательской стезе.

Начав писать наброски книги «В дни поражений и побед» в Сибири, будущий писатель приехал в Арзамас, где закончил работать над первым вариантом повести, затем прочитал его отцу и друзьям. Петр Исидорович отнесся к литературному труду сына крайне скептически, предложил ему заняться чем-нибудь более серьезным.

Осенью 1924 года Аркадий Голиков поехал в Крым навестить  неизлечимо больную мать. По воспоминаниям  младшей сестры Аркадия Петровича — Екатерины, в Алупке он дорабатывал и переписывал начисто свою повесть «В дни поражений и побед», работал очень напряженно, до обеда вообще не вставал из-за стола. Екатерина Петровна пишет: «…Вечером мы собирались в маминой комнате, она лежала в кровати, уже не вставая, а он читал нам вновь написанные главы. Мы слушали с интересом, а мама, глядя на сына, потихоньку плакала, по ее лицу катились слезы. Но это были, вероятно, слезы радости и гордости за него…» [3, л.8].

Вдохновленный поддержкой матери, дописав повесть, Аркадий Голиков поехал в Ленинград, где показал «В дни поражений и побед» Константину Федину, Сергею Семенову и Михаилу Слонимскому, которые раскритиковали ее, но заметили у молодого писателя явный талант. Они помогли доработать и издать сокращенный вариант повести в 1925 г. в первой и второй книгах альманаха «Ковш», а затем полный текст повести, в 1926 году в издательстве «Земля и Фабрика». Позднее, увидев книгу «В дни поражений и побед» в витрине книжного магазина в Нижнем Новгороде на Покровке, Петр Исидорович с радостью приобрел ее и очень гордился своим сыном. Спустя годы, после смерти отца, владельцем книги стал сводный брат Аркадия Гайдара — Петр Голиков. Он и подарил ее Тимуру Гайдару — сыну писателя. Тимур Аркадьевич в 1992 году подарил книгу музею.

В 2016 году через фондово-закупочную комиссию на международном аукционе были приобретены 2 тома литературно-художественного альманаха «Ковш» 1925 года, содержащие первое издание первого произведения А. Голикова (Гайдара) «В дни поражений и побед», имеющие огромную ценность для фондов.

В 2010 году писатель-гайдаровед Борис Николаевич Камов передал в фонды музея собранную им за пять десятилетий аудиотеку, в которой насчитывается свыше ста магнитофонных катушек с записью воспоминаний людей, лично знавших Гайдара. На данный момент аудиозаписи изучаются сотрудниками музея.

После смерти Бориса Николаевича его вдова Маргарита Иосифовна Полякова передала личные вещи писателя Гайдара, обнаруженные Камовым в ходе экспедиций и личного общения с людьми из окружения писателя: дощечку с надписью, сделанной Аркадием Петровичем в 1941 г., платок, химический карандаш, мундштук и портсигар. Вот как описывает эти вещи Борис Камов в своей книге «Сумка Гайдара»: «Я открыл кожаный портсигар, который состоял из двух раздельных, вдвигающихся половинок. В меньшей лежал тугой полотняный сверток…это был носовой платок. Края его были аккуратно подрублены и прошиты на машинке. В одном из уголков синели маленькие изящные цветочки с зелеными листьями — не то васильки, не то вероника. Поперек угла было вышито детской рукой: «На счастье». И стояла дата сердечного пожелания — «1941».

Из платка на скатерть выпало три предмета: прозрачный пластмассовый мундштук (грани его отливали янтарем, а сопло, куда вставлялась папироса, обгорело и даже отчасти спеклось), огрызок толстого четырехцветного карандаша (лак его облез, и на боках отчетливо проступила волокнистая древесина) и дощечка из фанеры.

Дощечка была чуть больше спичечного коробка. С одной стороны ее покрывала коричневая, поблекшая краска, похожая на спичечную серу. А на другой синели четыре оборванных строчки: 28.9.41. В лесу у дер. Семеновка под Киевом» [4, с.271-272].

В 2020 г. Маргаритой Иосифовной переданы рукописи, письма, черновики, личные заметки, фотографии, газеты, подлинные документы и предметы (такие, как листовки Красной Армии времен Гражданской войны и пр.) из личного архива и библиотеки Бориса Николаевича. Они имеют огромную ценность для фондов музея, поскольку в них нашел отражение более чем 60-летний труд Б.Н. Камова по изучению жизни и творчества А.П. Гайдара и его окружения.

Сотрудники музея находятся в постоянном активном поиске ценных для музея экспонатов, соответствующих концепции собирательской работы учреждения. В 2016 году через фондово-закупочную комиссию был приобретен журнал «Пионер» 1941 года выпуска, содержащий первое издание сценария А.П. Гайдара «Комендант снежной крепости». В конце 2021 года в результате поисков на международном букинистическом аукционе был обнаружен и приобретен журнал «Красная новь» за февраль 1939 года. В нем содержится Указ  Президиума Верховного Совета СССР о награждении советских писателей за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы. Среди награжденных Орденом «Знак Почета», под номером 26, Гайдар Аркадий Петрович. Именно в этом номере журнала впервые напечатан рассказ А.П. Гайдара «Телеграмма», в дальнейшем издававшийся под названием «Чук и Гек».

Члены семьи писателя признали наш музей ведущим в изучении жизни и творчества Аркадия Петровича Гайдара и передали нам полномочия методического центра для всех музеев, носящих имя писателя. Учитывая все вышесказанное, можно смело утверждать, что работу по формированию личного фонда Аркадия Гайдара еще долго нельзя будет считать завершенной.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

  1. Воспоминания Н.П. Голиковой (Поляковой) «Немного о детстве». АГМГ инв. № 6603-10.
  2. Гайдар Т. А. Голиков Аркадий из Арзамаса. Документы, воспоминания, размышления. — М.: Политиздат, 1988. — 318 с.
  3. Воспоминания Е.П. Голиковой (Стадухиной). АГМГ инв. № 6674-21.
  4. Камов Б. Н. Сумка Гайдара: Повесть–поиск. — М.: Дет. лит., 1982. — 319 с.

  • Выступление 24 февраля 2022 г. на III Всероссийской научно-практической конференции Арзамасского филиала ННГУ
  • ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ. Сборник статей участников III Всероссийской научно-практической конференции (24–25 февраля 2022 г.) / Отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков; Арзамасский филиал ННГУ; МОО «Историческое сознание»; ООО «МЦАИ»; ГАНО, г. Арзамас; ИХМ г. Арзамаса; ЦБС г. Арзамаса. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2022. – 391 c. + 24 с. ил. ISBN 978-5-6046141-3-6